Персональные данные
Все персональные данные размещены с согласия участников образовательных отношений на обработку персональных данных
Полезные ссылки
Российской Федерации
Иркутской области
города Братска
Кто на сайте
Сейчас 3 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте
Проектно-задачная технология обучения
Несмотря на то, что введение новых стандартов образования в России было начато буквально несколько лет назад, каких-либо новых педагогических идей в них нет. Идеи саморазвития и самопознания, лежащие в основе развивающего обучения и федеральных государственных образовательных стандартов, использовались в педагогике еще несколько сотен лет назад. Русский библиограф и писатель Николай Рубакин (1862-1946) еще в позапрошлом веке сказал: «Всякое настоящее образование добывается только путем самообразования». Основные правила самообразования, созданные Николаем Александровичем, звучат так: «Первое и главное правило,- пишет он, - надо начинать самообразовательную работу не с книги, а с жизни. Жизнь учит гораздо большему, чем лучшая из лучших книг. Книга только орудие и пособие. Не жизнь нужно проверять книгами, т.е. теориями, а как раз наоборот. Второе правило: всякое явление жизни надо обсуждать непременно и постоянно не с одной какой-либо стороны, а со многих…». Говоря о самообразовании, Рубакин всегда подчеркивал три основные его задачи: дать человеку «знание, понимание и настроение».
С введением ФГОС, мы вновь вернулись к идеям самообразования. Поэтому среди приемов и методов обучения самыми актуальными становятся те, которые формируют умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, умение выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.
Одним из методов обучения, позволяющим формировать у школьников навыки самостоятельности и саморазвития, является проектная деятельность. Именно саморазвитие, самостоятельность, творчество в процессе проектной деятельности помогают раскрыться каждому ученику как личности, стать успешным. В последние годы, как разновидность проектной деятельности, появилась новая образовательная технология «проектно-задачная технология обучения» [1, стр.22].
А.Б.Воронцов определяет проектную задачу как набор заданий, стимулирующих систему действий учащихся, направленных на получение нового продукта и, одновременно, качественное видоизменение учащихся. Проектно-задачная технология обучения позволяет построить обучение как систему задач и разработать средства, чтобы учащиеся могли научиться осознавать проблемность данных задач, находить способы решения и анализировать свои действия в процессе решения задач. При этом, проектные задачи имеют творческую составляющую.
Сам термин «задача» имеет несколько значений, одно из них, согласно Толковому словарю русского языка (авторы: Ожегов С.И., Шведова Н.Ю.) трактуется как «сложный вопрос, проблема, требующие исследования и разрешения».
В образовательной практике используются разные типы задач: учебная, исследовательская, творческая и др. Ведущей является учебная задача, которая всегда является «новой» задачей. То есть ученики до этого подобных задач не решали, и с ходу решить не могут. Однако в процессе исследования и поиска ученики смогут данную задачу решить. Проектная задача не должна затрагивают одну, конкретную тему, а должна быть междисциплинарной и затрагивать несколько тем.
Распространено мнение, что проектные задачи в основном решаются в начальной школе и используются как база для проектной деятельности в основной и средней школе. Но это не означает, что проектные задачи невозможно использовать в основной и старшей школе.
Структура проектной задачи состоит из следующих этапов:
1. Описание проблемной ситуации.
Перед учащимися ставится проблемная ситуация, в результате обсуждения которой ученики формулируют задачу.
2. Система заданий, которые должны быть выполнены группой учащихся. Количество заданий в проектной задаче – это количество действий, которые необходимо совершить, чтобы задача была решена (т.е. создан какой-то реальный «продукт», который можно представить публично и оценить).
3. Публичное представление, оценка и самооценка итогового продукта.
Проектно-задачная технология позволяет формировать комплекс универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных. Поэтому проектную задачу можно использовать как «измеритель» сформированности УУД. Это может быть как оценка внешнего наблюдателя, так и самооценка.
Алгоритм формирования универсальных учебных действий включает в себя:
- анализ проблемы,
- планирование действий,
- постановка цели,
- перевод проблемы в задачу,
- выбор средств решения задачи,
- решение задачи,
- анализ полученного результата,
- публичное представление полученного продукта.
Таким образом, проектно-задачная технология позволяет сформировать у школьников опыт самообразования и саморазвития, который является, пожалуй, самым ценным жизненным опытом.
1. Воронцов.А.Б. Проектные задачи в начальной школе/ А. Б. Воронцов и др. – М.: Просвещение, 2011. – 176 с.